Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить - каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.
Грунтовка лыж
После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3 -10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин по стольку, по скольку он впитывается в поверхность.
Остудить лыжи. Через 20 - 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.
Грунтовка лыж под соответствующую погоду
При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:
температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин - и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
При очень старом, жестком, “агрессивном” снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-“антистатик” (например, “START”-antistatic или “REX”-antistatic, art 433 и т.д.)
При грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.
Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов. Чтобы получить такую температуру на “подошве” утюга, терморегулятор нужно поставить в положение +150 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.
НАБЛЮДЕНИЕ: не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу “лить рекой”. Заметил - многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, экономии парафина вам удастся добиться значительной.
Остудить, затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.
СОВЕТ: графитосодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторографитовыми парафинами.
Тестирование парафинов
Для достижения наилучшего скольжения очень важно подобрать парафин, соответствующий конкретно сегодняшним погодным условиям. Делается это путем тестирования парафинов. Вначале определяем погодные условия, для чего оцениваем:
структуру снега,
влажность снега и загрязненность,
температуру снега,
влажность и температуру воздуха.
Например, твердые и острые снежинки нуждаются в твердом и устойчивом к стиранию парафине. Мокрый и грязный снег требует парафина, обладающего хорошими водоотталкивающими свойствами, лучше фторированного. При сухом снеге используется парафин с малым содержанием фтора или без него. Выбор парафина (тестирование) производится экспериментальным путем с использованием непосредственно лыж или специальных пирамид (кто-то называет их еще болванками, кто-то - мышками). Вначале испытываем сами объекты (пирамиды или лыжи). Для этого все они проходят одинаковую подготовку с использованием одного и того же парафина. Затем тестируются по отношению друг к другу, либо по времени прохождения контрольного отрезка, либо по длине выката на тестируемом участке, т.е. определяются модельные характеристики каждого тестируемого средства. После этого на каждый объект наносится парафин из набора предполагаемых для использования. После нанесения парафина и соответствующей обработки вновь производится тестирование. Получив разницу во времени прохождения тестируемого участка или в длине выката и сравнив полученные данные с модельными характеристиками каждого тестируемого объекта, производим несложные математические подсчеты и определяем лучший парафин. Этот-то парафин и наносится на лучшие “боевые” лыжи каждого конкретного гонщика.
Можно использовать для тестирования и специальную машинку екатеринбургского производства, которая по скорости вращения на снегу специальных пластиковых дисков с нанесенными на них парафинами определяет скользящие характеристики каждого конкретного тестируемого парафина. Мы, правда, используем первый (с пирамидами) способ.