О лыжной секции
Как нас найти
Расписание тренировок
История лыжного спорта
Результаты соревнований
Выдающиеся личности
Новости
Статьи
Лыжные маршруты
Часто задаваемые вопросы
Ссылки
Беговые лыжи

ХОЛОСТОВ АЛЕКСЕЙ


Холостов Алексей
Холостое Алексей Иванович. Спортом я увлекся достаточно поздно - в 8-м классе. Причем всегда был сначала тренером, а потом спортсменом, т.к. тренировался только самостоятельно. Начал с гимнастики: все гимнастические снаряды были самодельными. В лыжи пришел по воле случая из-за своего постыдного поступка. Вот как это было. В 9-м классе меня - гимнаста - выставили на районные соревнования... по лыжам, к которым, понятно, не был готов ни физически, ни морально. На полдороге силенки иссякли и, чтобы как-то доковылять до финиша, решил срезать дистанцию. И вдруг ...меня объявляют победителем да вдобавок прославляют в районной газете. Стыдно было, очень стыдно. Чтобы реабилитироваться перед знакомыми, близкими и, прежде всего перед самим собой, забросил гимнастику и начал добросовестно готовиться к лыжным соревнованиям. По-прежнему самостоятельно, с множеством ошибок, но выбора не было, т.к. в нашем Истринском районе (Московская область) не было тренера по лыжам. В 10-м классе думал не дождусь этих соревнований. Стартую и... выигрываю. Как же приятно побеждать в напряженной, трудной и главное - честной, спортивной борьбе. О, спорт, ты - чудо! - именно такая перефразировка кубертеновского "О, спорт, ты - мир!" больше всего тогда соответствовала моему душевному состоянию.

По окончании школы сомнений с выбором профессии не было - только ГЦОЛИФК. Однако произошла осечка - не выдержал испытания вступительными экзаменами. Вместо студента на 3 года стал армейцем. После армии, опять же только со второй попытки, поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской. Учебу, работу упорно сочетал с напряженными тренировками. Своего индивидуального спортивного Олимпа все-таки достиг: в 32 года мне присвоили звание "Мастер спорта СССР".

В 1965 году открыл свою спортивную школу в регионе с численностью населения всего около 8 тысяч, из них детей школьного возраста не более 800. При таком ограниченном выборе контингента занимающихся к старту XXI столетия среди моих многочисленных учеников два олимпийских чемпиона - Николай Зимятов и Светлана Нагейкина, 3-кратная победительница Всемирных студенческих игр Юлия Леменчук, 15 мастеров спорта, 26 кандидатов в мастера спорта. Наиболее плодотворными были 80-е годы. После триумфальных побед Николая Зимятова на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде я, как личный тренер, был удостоен звания "Заслуженный тренер СССР" (1981 г.). Заслуженными тренерами стали и мои воспитанники - Николай Семенович Зимятов и Михаил Васильевич Самойлов.

В работе с лыжниками разного возраста всегда исключал форсированную подготовку, погоню за скороспелыми результатами. Строгое выполнение этих основополагающих для лыжника-гонщика требований позволяет, например, Светлане Нагейкиной готовиться к своей пятой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002 г.). Уверен, что и Николай Зимятов мог бы продлить свой олимпийский спортивный стаж.

Ученики радуют меня также тем, что около 40 воспитанников пошли по моим тренерским стопам, закончили физкультурные вузы. Правда, сейчас, к своей великой горечи, вынужден отговаривать учащихся от таких решений, т.к. полностью разделяю сказанное кем-то: "...ныне в России кличкою презренной стало слово "педагог"". Я благодарен своим выпускникам за то, что никто из них не ушел в преступный мир, не заразился алкоголем, наркотиками, лишь очень немногие слегка покуривают. А какой радостью я был переполнен в минуты звучания гимна Родины и подъема Государственного флага в честь олимпийских побед моих учеников. Ради всего этого стоит жить и работать, работать тренером. Надеюсь, нет - уверен в скором возрождении былого почитания физически тяжелого и морально изнуряющего педагогического труда.

Для меня до сегодняшнего дня остается кумиром Павел Константинович Колчин, которого безмерно уважаю как "трудягу", интеллигента, новатора. Всегда стремился быть похожим на него. Хотелось бы, чтобы и среди ныне действующих тренеров потомки смогли отыскать подобные примеры.

Для воспитания будущих олимпийцев тренеру надо просто работать, работать честно и творчески, не забивать голову наградами, благодарностями, поощрениями. Не помню, кто мудро заметил: "Наша работа неблагодарна, зато - благородна!" Специфика тренерской деятельности требует постоянного самосовершенствования. Мои, к примеру, потребности в знаниях институт удовлетворил процентов на 25, остальное пополнял и добывал в специальной литературе, многочисленных наблюдениях, в беседах и спорах с коллегами, на тренерских семинарах и конференциях, через общения с сотрудниками КНГ, когда здесь работали специалисты, разбирающиеся в специфике подготовки лыжников-гонщиков, а не "сборщики" материала для своих диссертаций. Несмотря на беспрерывное обогащение, с увеличением стажа работы возрастало понимание и ощущение того, что знаю и особенно умею все-таки маловато, остается много неосвоенного, невнедренного.

Физкультурным учебным заведениям, по моему глубокому убеждению, надо пересмотреть соотношение теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Ведь никто никогда не утверждал, что наука дает истинные, действительные знания, ибо наука есть некое приближенное описание действительности и всякая теория создается с целью объяснения уже имеющихся фактов, прогноза их развития на будущее. Поэтому уже в студенческие годы крайне важно научить пользоваться знаниями на практике, чтобы знания приумножались опытом.

Тренеру невозможно плодотворно и полноценно работать без понимания и поддержки семьи, особенно жены. Мне с Лидией Александровной удалось создать и сохранить крепкую семью. Во многом благодаря этому я состоялся и как спортсмен, и как тренер.

Спасибо вам, родные!

Источник: Раменская Т.И. Россия-великая лыжная держава ХХ столетия //М:СпортАкадемПресс, 2002. С. 154-157

шахматы онлайн
Hosted by uCoz