До 7-го класса я вообще был далек от серьезных увлечений спортом.
Летом с удовольствием играл со сверстниками в футбол да бегал от нечего делать, а зимой предпочитал хоккей. Дома всю свою комнату увешал портретами знаменитых хоккеистов. Однажды даже участвовал в районных соревнованиях "Золотая шайба". В 8-м классе на лыжных уроках физкультуры школьный учитель научил меня ходить попеременным четырехшажным ходом - размашисто, вразвалочку.
После нескольких уроков почему-то отправил в спортшколу к Алексею Ивановичу Холо-стову. В школе, в том числе и спортивной, занятия, как известно, начинаются с сентября. Я же нагрянул в разгар зимы, но Алексей Иванович меня все-таки зачислил. Так в мою жизнь вошел большой лыжный спорт. Два года добросовестно и главное с большим удовольствием тренировался, участвовал в соревнованиях. По-моему ничем особенно не выделялся среди ровесников-лыжников. Однако Алексей Иванович усмотрел во мне какие-то радужные перспективы и после 10-го класса оставил в школе и как спортсмена, и как начинающего тренера. В течение года был "бегающим тренером". Причем в тренерской работе Алексей Иванович предоставил
мне абсолютную свободу и самостоятельность: вот тебе литература - изучай и работай. Такой подход и оказанное доверие заставили как-то быстро "повзрослеть", по-настоящему вникнуть, заглянуть вглубь всех сложностей и тонкостей процесса подготовки спортсмена. Значительно вдумчивее стал относиться и к своим тренировкам. Дальнейшая учеба в Малаховском институте физкультуры не сбила с тренировочного ритма. Большая помощь и заслуга в этом педагога кафедры лыжного спорта Олега Георгиевича Иванова, благодаря которому удалось успешно сочетать вузовские заботы с большой, напряженной работой по дальнейшему спортивному совершенствованию.
Студенческие годы в Малаховке вспоминаю по-доброму и с благодарностью. Тренируясь по программе, разработанной Алексеем Ивановичем, дошел до юниорской, затем экспериментальной молодежной команды страны, и в 1977 г. был зачислен в главную сборную. После победных выступлений на двух Олимпиадах подряд (1980 и 1984 гг.) в 1985 году, по окончании Чемпионата мира в австрийском Зеефельде, где все проиграл, решил оставить большой спорт. Я почувствовал, что перешагнул порог, за которым теряешь ощущение высшего блаженства после изнурительной тренировки, когда от усталости
приятно ноют каждый суставчик, каждая косточка, каждое мышечное волоконце. Все это было уже не в радость. Наступил кризис, я устал, нужно было что-то освежающее. Расставаться с большим спортом - дело весьма тяжелое и угнетающее.
Как же выручила и пригодилась в этот тяжелый период резкого обрыва спортивной карьеры та годичная послешкольная тренерская практика.
Как из музейного "запасника", я извлек все самое необходимое для предложенной мне работы - тренером юниорской сборной страны. Я с головой ушел в тренерскую деятельность: на юниорском первенстве мира наша команда выиграла шесть медалей из шести. Не знаю, может быть, этот успех молодых лыжников вскружил мне голову, но во мне опять забурлила прежняя радость от напряженной спортивной жизни. После 2-летнего перерыва в тренировках решил готовиться к Олимпийским играм в Калгари (1988 г.). Возврата на олимпийскую лыжню не получилось: по-моему, "перебрал" на первом снегу. Не исключено - просто кончился запас моих возможностей, вычерпал до дна в те две мои "золотые" Олимпиады.
Как спортсмен я "завязал" окончательно. Видимо, второй заход в большие лыжные гонки был необходимым. Он позволил более естественно и плавно переключиться на тренерство: два сезона со сборной командой страны по биатлону, а затем с национальной сборной по лыжным гонкам, в основном с женщинами. За спиной такой багаж знаний и спортивного опыта - есть что передавать. Вырастившая меня спортивная школа в последний год XX столетия отметила свое 35-летие. Она имеет официальное название "ИСТИНА" - это аббревиатура, которая при полном прочтении звучит так: ищем спортивные таланты и находим.
Спасибо родной школе! Ее название воистину справедливо, оправданно, полностью соответствует и подтверждается спортивными достижениями учеников. Безусловная заслуга в этом Холостова Алексея Ивановича - основателя школы. Алексей Иванович - настоящий педагог, его главная задача, высшая цель в работе с детьми - воспитать человека, а потом уже спортсмена-лыжника. В отличие от большинства тренеров он безболезненно и, по-моему, даже с желанием передает лучших учеников в сборные команды, а сам делает новый набор и вкладывает в следующих новичков свою душу. Причем повышенным вниманием пользуются у него не самые сильные по спортивным результатам, а обделенные родительской заботой мальчики и девочки из неблагополучных семей, которых, к сожалению, немало.
Школа защищает их от семейных передряг и уличных приключений. Как тренер Алексей Иванович непрерывно учится, много и постоянно занимается самообразованием, самосовершенствованием, постоянно подчеркивая, что невозможно загрузиться знаниями на всю оставшуюся жизнь, их надо пополнять. Это позволяет ему не утомлять учеников стандартными, однообразными тренировками, в каждой добавлять что-то новое.
Вступив на тренерскую стезю, познав, насколько тяжел "хлеб" тренера, я все глубже осознаю и признаю, что Алексей Иванович - мой эталон высокоинтеллигентного педагога-тренера, тренера-созидателя, тренера-новатора, мудрого, дальновидного. Дорожу им и ценю как второго отца - путеводителя по жизни, которому стольким обязан. Встречу с Алексеем Ивановичем считаю самой большой удачей в своей спортивной жизни, без нее не было бы моих побед на Олимпиадах и Чемпионатах мира, моего достаточно благополучного начала тренерской деятельности. Алексей Иванович сегодня, как и прежде, остается Первым и Главным режиссером моей жизни в спорте.
Таких людей удачно характеризовал Виктор Гюго: "Быть полезным в делах это только быть полезным; быть прекрасным душой - это только быть прекрасным; но быть и полезным в делах и прекрасным душой - это значит быть великим!" Низко кланяюсь Вам, Алексей Иванович!
Сразу после первых олимпийских достижений в Лейк-Плэсиде в моем родном Румянцеве, что под Москвой, были организованы массовые соревнования "Лыжня Зимятова" (1980 г.). Они стали традиционными, их ежегодно проводят в середине марта. В последние годы они собирают до тысячи участников разного возраста и уровня подготовки.
С любого краешка земли стремлюсь и сам не опоздать на этот старт. Подчеркиваю: эти соревнования - для всех желающих.
Источник: Раменская Т. В. "Россия - великая лыжная держава 20 столетия!" С. 161 - 164