Главная | Статьи | Упражнения для овладения классическими лыжными ходами - Ошибки в технике попеременного двухшажного хода
Упражнения для овладения классическими лыжными ходами Ошибки в технике попеременного двухшажного хода
Ошибки в технике попеременного двухшажного хода удобно классифицировать по двигательным действиям: отталкивания ногой и рукой, маховые движения ногой и рукой, движение туловища.
Основные ошибки в отталкивании ногой:
слишком глубокое или, наоборот, недостаточное подседание, когда лыжник идет или на полусогнутых, или другая крайность - на прямых ногах;
медленное подседание на толчковой ноге без использования массы тела и его силы инерции;
преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрямлением её в воздухе;
отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз ("толчок в воздух");
незавершенное отталкивание ногой, согнутой в коленном и голеностопном суставах;
отсутствие движения "на взлет";
ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы.
В отталкивании рукой наиболее часто встречаются следующие ошибки:
вялая постановка палки на опору;
постановка палки слишком согнутой в локтевом суставе рукой;
постановка палки далеко от лыжни (широкая постановка);
постановка палки к пятке ботинка и (ещё хуже ) за пятку;
незавершенное отталкивание с окончанием толчка у бедра;
незавершенное отталкивание рукой, согнутой в локтевом и лучезапястном суставах.
Ошибки в маховых движениях ногой:
чрезмерное поднимание ноги вверх после окончания толчка;
вялый мах ногой и короткий выпад без разворота таза, когда таз не участвует в махе и выпаде;
мах согнутой ногой с выносом вперед в начале маха колена, а не голени и стопы;
ранняя постановка маховой ноги на опору и переход на двухопорное скольжение;
преждевременная передача опоры на маховую ногу;
жесткая постановка маховой ноги на опору и резкий перенос на неё массы тела.
Ошибки в махе рукой:
излишнее поднимание руки вверх сзади, после окончания отталкивания;
вынос слишком согнутой в локтевом суставе руки;
вынос руки, далеко отставленной в сторону от лыжни;
поднимание руки впереди выше головы.
Основные ошибки в движении туловища:
туловище не участвует в усилении отталкивания рукой нажимом на палку за счет небольшого наклона;
наклон туловища в сторону при отталкивании рукой;
недостаточное перемещение туловища при выполнении переката;
резкое выпрямление туловища вверх-назад при окончании отталкивания.
Перечисленные ошибки необходимо тщательно устранять, не допуская их автоматизации. Классификация ошибок по двигательным действиям позволяет лучше и быстрее выявлять и устранять неправильные движения. На практике чаще придерживаются такой последовательности работы над ошибками: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой; зафиксировав ошибки в работе ног, переключают внимание на махи и отталкивания руками; с учетом эффективности маховых и толчковых движений руками и ногами исправляют ошибки в работе туловища.
Выявление причин возникновения ошибок, подбор упражнений для их устранения осложняются тем, что одна и та же ошибка у разных лыжников может иметь различные причины. Поэтому дать вполне конкретные указания для исправления той или иной ошибки как в попеременном двухшажном ходе, так и в других способах передвижения на лыжах зачастую не представляется возможным. Более того, в отдельных случаях индивидуальная техника может иметь такие устойчивые, доведенные до автоматизма отклонения от эталона рациональной биомеханики движений, что возникает необходимость перестройки уже сформировавшегося навыка. И здесь специалисты-практики считают такую задачу не всегда выполнимой.
Для устранения причин возникновения ошибок в технике попеременного двухшажного хода используют упражнения, которые позволяют:
исключить очень высокую или слишком низкую посадку;
добиться сохранения устойчивого равновесия при скольжении на одной лыже;
выполнять энергичный мах ногой с выносом её к носку скользящей лыжи и с небольшим, но активным разворотом таза;
овладеть мягкой постановкой лыжи на опору и плавной загрузкой её массой тела;
использовать преимущественно опережающий выпад;
эффективно выполнять перекат и выход в положение "броска";
задержать отрыв каблука ботинка от лыжи в начале отталкивания ногой;
активно (как бы ударом) ставить лыжную палку немного впереди ботинка;
овладеть небольшим навалом туловища на палку для усиления толчка рукой;
добиться возможно большего скольжения и быстрого продвижения вперед в каждом цикле попеременного двухшажного хода.
Предлагаемая методика обучения попеременному двухшажному ходу и другим изложенным ниже способам передвижения на лыжах не предусматривает обязательного выполнения всех перечисленных упражнений. К тому же практика, научно-методический поиск постоянно выдвигают новые упражнения, многие из которых, наверняка, будут достойны широкого внедрения в подготовку квалифицированных лыжников-гонщиков. Окончательный выбор и определение практической эффективности того или иного упражнения для конкретного лыжника остаются за учителем и учеником.